Главная
Главная страница

Администрация

Информация о школе

Школьный музей

Музей имени Буханова

Наши новости

История школы

Наши выпускники

Визитка школы

Расписание

Карта сайта

Наши данные

Творческие работы

Искусство создания характера, (по рассказу И.А. Бунина Темные аллеи).
.
Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя когда-то списанный портрет. И станешь ты незримый, бестелесный, Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
И.А. Бунин
Русская литература необычайно богата талантливыми произведениями, созданными с поразительным мастерством нашими великими соотечественниками. Каждый из них открыл для нас неповторимый художественный мир. У каждого из них свои герои, свои секреты создания их характеров. И один из непревзойденных мастеров - Иван Алексеевич Бунин.
Галя Ганская, Оля Мещерская, Натали - все они обрели свою судьбу, давно воспринимаются нами как живые люди. В чем тайна мастерства И.А. Бунина? Трудно однозначно ответить. Мастерство писателя проявляется буквально во всем: и в умении несколькими яркими штрихами нарисовать портрет героя, передать особенности его речи, построить диалог, с первых строк завладеть вниманием читателя, как, например, в рассказе Темные аллеи (1938 г.).
Всего четыре страницы...Один эпизод случайной встречи через тридцать лет... Недолгий разговор... Расставание... Несколько минут - и вся жизнь. Словно до предела сжатый конспект романа. Автор стремительно вводит нас в действие, рисуя тоскливый осенний пейзаж:, холодное... ненастье, черные колеи залитой дождями дороги, закиданный грязью тарантас, подкативший к крыльцу почтовой станции. Охватывает чувство щемящей грусти, невольно думаешь о человеке, куда-то спешащем в такую распутицу. И он появляется: стройный старик военный в николаевской серой шинели с бобровым... воротником. И.А. Бунин -мастер портрета. Старик явственно предстает в воображении. Описание внешности, детали портрета, многое поведали о герое рассказ: шинель николаевская, но подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II, которое столь распространенно было среди военных в пору его царствования. Подчеркнутое сходство с Александром II говорит об определенных монархических обсуждениях, об определенных нравственных идеалах, хотя ироническое замечание автора о моде среди военных походить на обожаемого царя свидетельствует о какой-то несамостоятельности характера, о стремлении быть как все. Это многозначительная деталь, так же, как и бобровый воротник, замшевые перчатки , красноречиво подтверждающие, что военный явно не беден, скорее всего, какое-то важное лицо подтверждается, когда кучер обращается к старику:Ваше превосходительство!.
Поведение человека, его отношение к людям раскрывают его характер. И.А. Бунин описывает, как ведет себя приезжий, войдя в горницу: сбросил на лавку шинель. Почему он так небрежен? Один глагол сбросил красноречиво передал отношение этого человека к людям, находящихся на социальной лестнице ниже его. Не глядя, сбросил шинель, потому что привык, что слуга тут же подхватит её.В горнице никого не было, и вошедший неприязненно крикнул, приотворив дверь в сенцы:
- Эй, кто там!;
Чем вызвана его неприязнь? Вероятно тем, что привык к беспрекословному подчинению, привык, чтобы его встречали подобострастно, и его раздражение вызвано не только дорожной усталостью, но и тем, что никто не поспешил ему навстречу. И сколько пренебрежения к хозяевам в этом повелительном крике: "Эй, кто там!". Поведение и первая реплика героя представляют разительный контраст с его благородной внешностью, с его красивым умным лицом с темными глазами. Бунин всего одной коротенькой репликой раскрывает сущность человека, его характер. Чувствуется неприязнь автора, и у читателя тоже возникает недоброжелательное чувство к бесцеремонному приезжему.
Ответ появившейся хозяин, вежливый, полный достоинства, невыгодно для военного подчеркивает его бестактность и невежливость. Впрочем, герой вряд ли задумывается о том, что ведет себя не очень воспитанно, и, наверное, был бы весьма удивлен, если бы кто-то осмелился намекнуть ему на это. Ведь в светских гостиных этот красивый старик, скорее всего - воплощение любезности, галантности и такта. Все дело в определенной психологии.
Искусство создания характера великолепно проявляется у И.А. Бунина в диалоге и монологе (врассказе "Темные аллеи" из четырех страниц текста он занимает три!). В диалоге раскрываются характеры героев, выявляется авторская позиция, сочувствие его к Надежде (как символично имя героини!) и неприязнь к Николаю Алексеевичу. Отрывистые реплики его превосходительства похожи на команды:
- Хозяйка тут им служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь? И Надежда с иронией отвечает:
- Так точно. Сама.
И только когда надежда, неожиданно назвав его по имени, воскрешает его прошлое, он словно сбрасывает маску, и обнажается его душа. У И.А. Бунина есть такой прием: "эффект неожиданности ", когда застигнутый врасплох человек в первые минуты смятения проявляет свои истинные чувства. Так и Николай Алексеевич, услышав внезапно свое имя, "быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел ". Трижды автор употребляет глагол "покраснел ". Трудно представить, что этот высокомерный старик может краснеть до слез, но, видимо, история любви к Надежде, так бессердечно брошенной им тридцать лет назад, до сих пор вызывает у него чувство стыда, горькой потери. И он признается ей: "Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни". И он пытается уйти от правды: "Все проходит, мой друг... Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная. И не может поверить, что Надежда любила его на весь век!. А простившись с нею, поцеловав у нее руку, потом со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у нее руку, и тот час стыдился своего стыда .
Герой понимает, что низок в своих колебаниях, в попытках оправдать себя: Но, боже мой, что бы было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор!". Автор ясно дает почувствовать, что герой не достоин той любви, которая была ему подарена судьбой, и которую он предал.


Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н. С. Гумилева «Я конквистадор в панцире железном».
Не подражай: своеобразный гений И собственным величием велик.
Е. Баратынский
Поэзия серебряного века немыслима без имени Николая Гумилева. Создатель акмеизма, он завоевал признание не только талантом, оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к путешествиям. Он хотел стать героем, смельчаком, хотя от природы был робок и физически слаб. Пришлось ломать свой характер и отправляться в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам Абиссинии. Добровольцем он уходит на фронт в Первую мировую войну, где ха храбрость был удостоен награды - двух Георгиевских крестов.
Но это будет потом ... И будут стихи, необычные, романтичные, экзотические. А впрочем...
Уже в юношеских мечтах он видит себя «в панцире железном», конквистадором, ищущим любовь. Первый сборник стихов Н.Гумилева, выпущенный в 1905 году, так и называется «Путь конквистадоров». Поэт-гимназист не просто подражает символистам К.Бальмонту, А.Белому, А.Блоку в воспевании ценностей, но и отстаивает их «песней битв».
Сборник начинается стихотворением «Я конквистадор в панцире железном», впоследствии получившим название «Сонет». Жанр сонета выбран поэтом не случайно. Идеализация, свойственная сонетистам, привлекает юного Гумилева, мечтающего о путешествиях. В то же время поэт стремится придать своему стихотворению простую изящную форму, проявляя при этом блестящее красноречие.
Небольшое по объему произведение отличается по своему построению от сонетов Шекспира, считающихся образцами этого жанра, а носит классическую форму (как у Петрарки): два катрена и два терцета. Наверное, это тоже не случайно, ведь в катренах автор рассказывает о своих действиях, а в терцетах выражает свои взгляды на будущее. Поэт сразу же заявил о своем особом подходе к миру:
Растет туман ... но я молчу и жду, И верю...
По содержанию стихотворение, скорее всего, напоминает балладу, «мир творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок».
Сюжет произведения имеет глубокий лирический подтекст, отражающий стремление поэта быть там, где он найдет и завоюет свою любовь. Мысли ичувства лирического героя созвучны с мечтами автора. Жизнь для него -путешествие по «пропастям и безднам» в поисках звезды. Герой - оптимист по натуре несмотря на то, что он верит в успех своего дела, это не слепой самовлюбленный и честолюбивый «вечный брат» «пропастям и бурям», это реалист, допускающий и поражение, но не позволяющий себе остановиться на достигнутом.
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Действительно, жить без мечты нельзя, и лирический герой намечает для себя новый путь «по пропастям и безднам», хотя ясно осознает, что жизнь отнюдь не безмятежна, что легко сбиться «в небе диком и беззвездном».
Лирический герой называет себя конквистадором. Почему автор использует это слово? «Воинственный наряд» герой надевает не для утверждения своего превосходства, не для выражения своей физической силы. Возможно, для Н.Гумилева, подверженного в то время символистским идеям, это был только признак силы, а вот метафора «панцирь железный» подчеркивает закрытость поэта от мира, его желание не позволить другим заглянуть в душу поэта.
«Панцирь железный» скрывал мечты юного автора, его желания познать мир; вот поэтому лирический герой «стал кочевником, чтобы сладострастно прикасаться ко всему, что кочует». Эти слова Андре Жида, французского писателя, используемые в качестве эпиграфа, как нельзя лучше объясняют это благозвучное слово «конквистадор». «Конквистадор» завоевывал не земли, не страны, а новую любовь.
Признаки символизма звучат в каждой строке стихотворения. Звезда, любовь, мечта - вот образы-символы, привлекающие поэта. Жизнь для него -борьба, пропасть, буря, бездна, а мелкие невзгоды и пребпятствия, туман, сам же поэт - создатель своей мечты.
Стихотворение, написанное пятистопным ямбом с пиррихиями, имеет четкий ритм, соответствующий содержанию. Анафора, используемая в первом катрене, позволяет читателю увидеть не любование своим «я», а твердость и уверенность в своих стремлениях и желаниях. Раскатистая [р] того же первого катрена создает широту и многогранность окружающего мира, радость его познания. Рифмовка слов «железном ~ беззвездном», «железном - безднам» раздвигает шире границы стихотворения, убеждения читателя в неограниченности пути, выбранного автором и его лирическим героем не только ради того, чтобы вплести
... в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.

Стихотворение отличает необычная образность метафоричных эпитетов. Н.Гумилев называет мир, его окружающий, «диким и беззвездным», хотя и мечтает о другом, который представляет собой «радостный сад». С ликованием автор упивается «песней битв», чтобы добыть в конце пути «звезду долин».
Эпитеты в стихотворении носят оттенок экзотичности. Ни один ботаник в мире, наверное, не видел «лилею голубую», «радостный сад», а астрономы, конечно же, наблюдали беззвездное небо, но «в небе диком» никто, кроме самого поэта, не открывал «звезду долин».
Немаловажную роль в стихотворении играет пейзаж. Благодаря автору ярко представляется всё: сад, пропасти, бездны, небо, долина с загадочными экзотическими цветами. Пейзаж не только выражает состояние души поэта, но и подчеркивает разнообразие окружающего мира, стремление автора познать самого себя в этом мире, занять в нем должное место.
Символы, метафоры, скрытый подтекст этого лирического шедевра позволяют читателю найти явные признаки символизма. Однако поэт использует средства выразительности значительно ярче и образнее своих предшественников. Его стихи - это что-то необычайное, неведомое доселе. Это романтические баллады, «песни битв», начало действенности, активности, воли.
Творчество Н.С. Гумилева поистине необычайно, его произведение - это шедевры самобытного мастера, его «своеобразный гений и собственным величием велик».

Анализ стихотворения К.Бальмонта «Она» (восприятие, истолкование, оценка).
Сестра моя! Жена моя! Россия!
К. Бальмонт
Уйти туда - хоть на мгновенье,
Хотя мечтой.
К.Бальмонт

Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем и
многоголосьем. «Будем как солнце!» - восклицает один из лидеров
символизма Константин Дмитриевич Бальмонт. Его ранние стихи
необычайно музыкальны, они искрятся солнечными бликами,
одухотворенны, в них радость, легкая грусть и светлая надежда. Но более
всего удивляет эгоцентризм поэта, восторженное отношение к себе, к своей
солнечности, неповторимости.
Ранняя поэзия Бальмонта - поэзия намеков, символов, подчеркнутой звукописи.
Поздний Бальмонт совсем не таков. Жизнь сильно изменила поэта, сбила с него спесь. Уже в эмиграции поэт понимает, что оторванность от России для него - бездна, непомерное горе. В тоске по родине рождаются самые сильные стихи, в которых проступает трагедия одинокой души человека. Это уже не символист, а поэт, оставшийся наедине со своей судьбой, « лишенный родины, меж призраков бездушных».
В 1922 - 24 годах, думая о России, К.Бальмонт воспевает ее, вслед за А.Блоком повторяя:
Сестра моя и мать! Жена моя! Россия! Поэт пишет стихи, где заговорил не символами, а душой, чувствами. Находясь так далеко от родины, К. Бальмонт создает книгу стихов «Мое -ей». Открывается этот сборник стихотворением «Она».
Она одна, другой не надо,-Восклицает поэт. Что же так дорого Бальмонту в его «жар-птице», как он называет Россию? Время не властно над воспоминаниями и любовью к родным краям. Поэт помнит Россию всю: от « прорези зарниц» до петухов,
...понявших знак, Чтоб перепеться перекатом... Стихотворение таит в себе глубокий смысл. Одного слова, сказанного поэтом, достаточно, чтобы представить картину окружающего мира. Одна строфа - и перед тобой разбушевавшаяся стихия, вторая - поле с незабудками. А дальше... Ты уже в совершенно другом мире: видишь бег коней и ясно различаешь ямщика на облучке и даже слышишь его голос. Этот снежно-морозный пейзаж сменяется мерцанием «восковой свечи», а глухая ночь - рассветом.
В шести строфах этого поэтического шедевра К.Бальмонт, используя антитезу, показывает многоликость России, ее непредсказуемость, бесшабашность, таинственность и даже необузданность. С глубокимпочтением и трепетом относится автор к милосердию русского народа, к христианской религии, он находит свою прелесть
В немом лице, склоненном ниц, В простых словах «Христос с тобою». К. Бальмонт восхищается всепрощающим русским народом и сам прощает страну, отлучившую его от своих корней, и признается:
И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не найду нежней, Чем имя звучное: Россия. Она- это, оказывается Россия, олицетворяющая живое создание, самое дорогое для поэта. Одинокая душа эмигранта осознает:
Лишь ей... дух мой жив. Четырехстопный ямб с мужской рифмой в первом и четвертом стихе каждой строфы придает стихотворению четкий ритм, подчеркивает и точно называет то, что помнит поэт из прошлой жизни. Четырехстопный ямб с пиррихиями во втором и третьем стихе с женской рифмой заставляет произведение звучать по-иному: оно становится напевным, лиричным. Это размышления поэта, его недосказанные слова, его любование своей Россией, его трепетное отношение к ней.
Стихотворение «Она» удивляет своей синтаксической конструкцией: здесь всего два предложения. Невероятно! В предложении из шести строф всего два глагола, но какое чувствуется движение, сколько действий! Один эпизод сменяет другой, одна картина- другую. Можно сказать, что произведение сюжетно. Перед читателями предстает вся история России не только
В чуть слышном шелесте страниц, а глаголы вовсе не означают действия, они выражают отношение поэта к Ней: «другой не надо», потому что «Не найду нежней».
Анафора, звучащая в первой строфе и в начале последующих, позволяет увидеть не только величие России, но и дает читателю возможность заглянуть дальше - рассмотреть то, о чем недосказал поэт, в этом малом увидеть большее.
Звукопись первой строфы - чередование [ц, ш ]- сразу же очаровывает своей таинственностью, а во второй строфе совсем другая аллитерация : [з,с,ж] В этих звуках слышится и скрип саней, и хрустящее потрескивание снега и воздуха, и чудно-морозная свежесть. И далее все звуки переплетаются, создавая удивительный портрет родины, плавно переходя в долгое с, похожее то ли на есенинскую «синь», то ли на символистское бальмонтовское «сияние». А прочитав другие творения поэта, убеждаешься:
Есть слово - и оно одно. Россия. Этот звук - свирель. От Бальмонта-символиста в стихотворении остается совсем мало, разве что необыкновенная цветопись. Эпитеты в лирическом произведении
раскрывают новую палитру красок: здесь и лазурные незабудки, и свеже-
белый первопуток, и зеленоватый рассвет. Даже Россия имеет свой цвет (эпитет, выраженный существительным)- жар-птица. Это сияние - есть цвет России, а сразу и не разберешь какой; это известно только самому поэту.
Стихотворение ритмически организованно. Кольцевая рифма ( абба) кроме ритмического имеет интонационное значение. В рифмовке слов «зарниц -ниц», «свечи - лучи», «мрак - знак» можно увидеть и скрытые размышления поэта о своей судьбе, и понимание того, что Россия осталась только кротким лучом, которому страдающий поэт может поклоняться, Россия осталась той жар-птицей, которой он может служить только своим творчеством - это знак свыше. Создатель поэтического шедевра осознает ясно одно: самое главное богатство- родина. Вот почему в рифмовке пятого катрена он использует лаконичные слова «клада - не надо»
Действительно, язык произведения К.Бальмонта необычен. Марина Цветаева, известная русская поэтесса, непревзойденный мастер слова, утверждала: «... изучив шестнадцать... языков, говорил и писал он на особом, семнадцатом языке, на бальмонтовском». В стихотворении совсем мало метафор (глазок незабудки, Россия - жар-птица, веер папоротника), но это не снижает его образную систему. Самое удивительное- здесь есть метафора, ранее звучавшая в стихах символистов, но у Бальмонта она получила другой оттенок:
В простых словах «Христос с тобою», Струящих кроткие лучи. И это не случайно. Глубока христианская вера поэта. Его обращение к Богу встречается и в других стихах.
Люблю тебя, вышний, построй мне дорогу, Чтоб быть мне хоть мертвым в желаемом там. Мечты поэта остаются неизменными: он хочет в Россию. Постепенно Бог и Россия для томящейся истерзанной души сливаются воедино не только в стихотворении «Она», а молитва страдальца обращена только к Ней:
Мой дух с тобой, - от давних пор он До грани дней с тобой! Аминь! «Она» - не единственное стихотворение с таким необыкновенным названием в творчестве К. Бальмонта. России посвятил поэт и другие свои творения: «Одной», «Мое - ей», «Моя любовь», «Но я люблю тебя!».
Он не мог жить без Нее, хотя мог только думать о Ней и посвящать Ей свои стихи. Поистине велика любовь великого поэта к родине, к России, сумевшего
Уйти туда - хоть на мгновенье, Хотя мечтой.
Трофимова Нина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ №35 г. Белгорода



ВВЕРХ

 

 

©МОУ-СОШ г.Белгород school35bel@mail.ru
Используются технологии uCoz