Главная страница
Администрация
Информация о школе
Школьный музей
Музей имени Буханова
Наши новости
История школы
Наши выпускники
Визитка школы
Расписание
Карта сайта
Наши данные |
Творческие работы
Искусство создания характера, (по рассказу И.А. Бунина Темные аллеи).
.
Переживут творца его творенья, Живого не утратит выраженья С тебя
когда-то списанный портрет. И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
И.А. Бунин
Русская литература необычайно богата талантливыми произведениями,
созданными с поразительным мастерством нашими великими
соотечественниками. Каждый из них открыл для нас неповторимый
художественный мир. У каждого из них свои герои, свои секреты
создания их характеров. И один из непревзойденных мастеров - Иван
Алексеевич Бунин.
Галя Ганская, Оля Мещерская, Натали - все они обрели свою судьбу,
давно воспринимаются нами как живые люди. В чем тайна мастерства
И.А. Бунина? Трудно однозначно ответить. Мастерство писателя
проявляется буквально во всем: и в умении несколькими яркими
штрихами нарисовать портрет героя, передать особенности его речи,
построить диалог, с первых строк завладеть вниманием читателя, как,
например, в рассказе Темные аллеи (1938 г.).
Всего четыре страницы...Один эпизод случайной встречи через тридцать
лет... Недолгий разговор... Расставание... Несколько минут - и вся
жизнь. Словно до предела сжатый конспект романа. Автор
стремительно вводит нас в действие, рисуя тоскливый осенний пейзаж:,
холодное... ненастье, черные колеи залитой дождями дороги,
закиданный грязью тарантас, подкативший к крыльцу почтовой станции.
Охватывает чувство щемящей грусти, невольно думаешь о человеке,
куда-то спешащем в такую распутицу. И он появляется: стройный
старик военный в николаевской серой шинели с бобровым...
воротником. И.А. Бунин -мастер портрета. Старик явственно предстает
в воображении. Описание внешности, детали портрета, многое поведали
о герое рассказ: шинель николаевская, но подбородок у него был
пробрит, и вся наружность имела то сходство с Александром II,
которое столь распространенно было среди военных в пору его
царствования. Подчеркнутое сходство с Александром II говорит об
определенных монархических обсуждениях, об определенных нравственных
идеалах, хотя ироническое замечание автора о моде среди военных
походить на обожаемого царя свидетельствует о какой-то
несамостоятельности характера, о стремлении быть как все. Это
многозначительная деталь, так же, как и бобровый воротник, замшевые
перчатки , красноречиво подтверждающие, что военный явно не беден,
скорее всего, какое-то важное лицо подтверждается, когда кучер
обращается к старику:Ваше превосходительство!.
Поведение человека, его отношение к людям раскрывают его характер.
И.А. Бунин описывает, как ведет себя приезжий, войдя в горницу:
сбросил на лавку шинель. Почему он так небрежен? Один глагол
сбросил красноречиво передал отношение этого человека к людям,
находящихся на социальной лестнице ниже его. Не глядя, сбросил
шинель, потому что привык, что слуга тут же подхватит её.В горнице
никого не было, и вошедший неприязненно крикнул, приотворив дверь в
сенцы:
- Эй, кто там!;
Чем вызвана его неприязнь? Вероятно тем, что привык к
беспрекословному подчинению, привык, чтобы его встречали
подобострастно, и его раздражение вызвано не только дорожной
усталостью, но и тем, что никто не поспешил ему навстречу. И сколько
пренебрежения к хозяевам в этом повелительном крике: "Эй, кто там!".
Поведение и первая реплика героя представляют разительный контраст с
его благородной внешностью, с его красивым умным лицом с темными
глазами. Бунин всего одной коротенькой репликой раскрывает сущность
человека, его характер. Чувствуется неприязнь автора, и у читателя
тоже возникает недоброжелательное чувство к бесцеремонному
приезжему.
Ответ появившейся хозяин, вежливый, полный достоинства, невыгодно
для военного подчеркивает его бестактность и невежливость. Впрочем,
герой вряд ли задумывается о том, что ведет себя не очень
воспитанно, и, наверное, был бы весьма удивлен, если бы кто-то
осмелился намекнуть ему на это. Ведь в светских гостиных этот
красивый старик, скорее всего - воплощение любезности, галантности и
такта. Все дело в определенной психологии.
Искусство создания характера великолепно проявляется у И.А. Бунина в
диалоге и монологе (врассказе "Темные аллеи" из четырех страниц
текста он занимает три!). В диалоге раскрываются характеры героев,
выявляется авторская позиция, сочувствие его к Надежде (как
символично имя героини!) и неприязнь к Николаю Алексеевичу.
Отрывистые реплики его превосходительства похожи на команды:
- Хозяйка тут им служишь?
- Хозяйка, ваше превосходительство.
- Сама, значит, держишь? И Надежда с иронией отвечает:
- Так точно. Сама.
И только когда надежда, неожиданно назвав его по имени, воскрешает
его прошлое, он словно сбрасывает маску, и обнажается его душа. У
И.А. Бунина есть такой прием: "эффект неожиданности ", когда
застигнутый врасплох человек в первые минуты смятения проявляет свои
истинные чувства. Так и Николай Алексеевич, услышав внезапно свое
имя, "быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел ". Трижды автор
употребляет глагол "покраснел ". Трудно представить, что этот
высокомерный старик может краснеть до слез, но, видимо, история
любви к Надежде, так бессердечно брошенной им тридцать лет назад, до
сих пор вызывает у него чувство стыда, горькой потери. И он
признается ей: "Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что
имел в жизни". И он пытается уйти от правды: "Все проходит, мой
друг... Любовь, молодость - все, все. История пошлая, обыкновенная.
И не может поверить, что Надежда любила его на весь век!. А
простившись с нею, поцеловав у нее руку, потом со стыдом вспоминал
свои последние слова и то, что поцеловал у нее руку, и тот час
стыдился своего стыда .
Герой понимает, что низок в своих колебаниях, в попытках оправдать
себя: Но, боже мой, что бы было бы дальше? Что, если бы я не бросил
ее? Какой вздор!". Автор ясно дает почувствовать, что герой не
достоин той любви, которая была ему подарена судьбой, и которую он
предал.
Восприятие, истолкование,
оценка стихотворения Н. С. Гумилева «Я конквистадор в панцире
железном».
Не подражай: своеобразный гений И собственным величием велик.
Е. Баратынский
Поэзия серебряного века немыслима без имени Николая Гумилева.
Создатель акмеизма, он завоевал признание не только талантом,
оригинальностью стихов, но и необычной судьбой, страстной любовью к
путешествиям. Он хотел стать героем, смельчаком, хотя от природы был
робок и физически слаб. Пришлось ломать свой характер и отправляться
в длинные путешествия по джунглям Африки, пескам Сахары, горам
Абиссинии. Добровольцем он уходит на фронт в Первую мировую войну,
где ха храбрость был удостоен награды - двух Георгиевских крестов.
Но это будет потом ... И будут стихи, необычные, романтичные,
экзотические. А впрочем...
Уже в юношеских мечтах он видит себя «в панцире железном»,
конквистадором, ищущим любовь. Первый сборник стихов Н.Гумилева,
выпущенный в 1905 году, так и называется «Путь конквистадоров».
Поэт-гимназист не просто подражает символистам К.Бальмонту,
А.Белому, А.Блоку в воспевании ценностей, но и отстаивает их «песней
битв».
Сборник начинается стихотворением «Я конквистадор в панцире
железном», впоследствии получившим название «Сонет». Жанр сонета
выбран поэтом не случайно. Идеализация, свойственная сонетистам,
привлекает юного Гумилева, мечтающего о путешествиях. В то же время
поэт стремится придать своему стихотворению простую изящную форму,
проявляя при этом блестящее красноречие.
Небольшое по объему произведение отличается по своему построению от
сонетов Шекспира, считающихся образцами этого жанра, а носит
классическую форму (как у Петрарки): два катрена и два терцета.
Наверное, это тоже не случайно, ведь в катренах автор рассказывает о
своих действиях, а в терцетах выражает свои взгляды на будущее. Поэт
сразу же заявил о своем особом подходе к миру:
Растет туман ... но я молчу и жду, И верю...
По содержанию стихотворение, скорее всего, напоминает балладу, «мир
творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок».
Сюжет произведения имеет глубокий лирический подтекст, отражающий
стремление поэта быть там, где он найдет и завоюет свою любовь.
Мысли ичувства лирического героя созвучны с мечтами автора. Жизнь
для него -путешествие по «пропастям и безднам» в поисках звезды.
Герой - оптимист по натуре несмотря на то, что он верит в успех
своего дела, это не слепой самовлюбленный и честолюбивый «вечный
брат» «пропастям и бурям», это реалист, допускающий и поражение, но
не позволяющий себе остановиться на достигнутом.
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Действительно, жить без мечты нельзя, и лирический герой намечает
для себя новый путь «по пропастям и безднам», хотя ясно осознает,
что жизнь отнюдь не безмятежна, что легко сбиться «в небе диком и
беззвездном».
Лирический герой называет себя конквистадором. Почему автор
использует это слово? «Воинственный наряд» герой надевает не для
утверждения своего превосходства, не для выражения своей физической
силы. Возможно, для Н.Гумилева, подверженного в то время
символистским идеям, это был только признак силы, а вот метафора
«панцирь железный» подчеркивает закрытость поэта от мира, его
желание не позволить другим заглянуть в душу поэта.
«Панцирь железный» скрывал мечты юного автора, его желания познать
мир; вот поэтому лирический герой «стал кочевником, чтобы
сладострастно прикасаться ко всему, что кочует». Эти слова Андре
Жида, французского писателя, используемые в качестве эпиграфа, как
нельзя лучше объясняют это благозвучное слово «конквистадор».
«Конквистадор» завоевывал не земли, не страны, а новую любовь.
Признаки символизма звучат в каждой строке стихотворения. Звезда,
любовь, мечта - вот образы-символы, привлекающие поэта. Жизнь для
него -борьба, пропасть, буря, бездна, а мелкие невзгоды и
пребпятствия, туман, сам же поэт - создатель своей мечты.
Стихотворение, написанное пятистопным ямбом с пиррихиями, имеет
четкий ритм, соответствующий содержанию. Анафора, используемая в
первом катрене, позволяет читателю увидеть не любование своим «я», а
твердость и уверенность в своих стремлениях и желаниях. Раскатистая
[р] того же первого катрена создает широту и многогранность
окружающего мира, радость его познания. Рифмовка слов «железном ~
беззвездном», «железном - безднам» раздвигает шире границы
стихотворения, убеждения читателя в неограниченности пути,
выбранного автором и его лирическим героем не только ради того,
чтобы вплести
... в воинственный наряд Звезду долин, лилею голубую.
Стихотворение отличает необычная
образность метафоричных эпитетов. Н.Гумилев называет мир, его
окружающий, «диким и беззвездным», хотя и мечтает о другом, который
представляет собой «радостный сад». С ликованием автор упивается
«песней битв», чтобы добыть в конце пути «звезду долин».
Эпитеты в стихотворении носят оттенок экзотичности. Ни один ботаник
в мире, наверное, не видел «лилею голубую», «радостный сад», а
астрономы, конечно же, наблюдали беззвездное небо, но «в небе диком»
никто, кроме самого поэта, не открывал «звезду долин».
Немаловажную роль в стихотворении играет пейзаж. Благодаря автору
ярко представляется всё: сад, пропасти, бездны, небо, долина с
загадочными экзотическими цветами. Пейзаж не только выражает
состояние души поэта, но и подчеркивает разнообразие окружающего
мира, стремление автора познать самого себя в этом мире, занять в
нем должное место.
Символы, метафоры, скрытый подтекст этого лирического шедевра
позволяют читателю найти явные признаки символизма. Однако поэт
использует средства выразительности значительно ярче и образнее
своих предшественников. Его стихи - это что-то необычайное,
неведомое доселе. Это романтические баллады, «песни битв», начало
действенности, активности, воли.
Творчество Н.С. Гумилева поистине необычайно, его произведение - это
шедевры самобытного мастера, его «своеобразный гений и собственным
величием велик».
Анализ стихотворения
К.Бальмонта «Она» (восприятие, истолкование, оценка).
Сестра моя! Жена моя! Россия!
К. Бальмонт
Уйти туда - хоть на мгновенье,
Хотя мечтой.
К.Бальмонт
Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем и
многоголосьем. «Будем как солнце!» - восклицает один из лидеров
символизма Константин Дмитриевич Бальмонт. Его ранние стихи
необычайно музыкальны, они искрятся солнечными бликами,
одухотворенны, в них радость, легкая грусть и светлая надежда. Но
более
всего удивляет эгоцентризм поэта, восторженное отношение к себе, к
своей
солнечности, неповторимости.
Ранняя поэзия Бальмонта - поэзия намеков, символов, подчеркнутой
звукописи.
Поздний Бальмонт совсем не таков. Жизнь сильно изменила поэта, сбила
с него спесь. Уже в эмиграции поэт понимает, что оторванность от
России для него - бездна, непомерное горе. В тоске по родине
рождаются самые сильные стихи, в которых проступает трагедия
одинокой души человека. Это уже не символист, а поэт, оставшийся
наедине со своей судьбой, « лишенный родины, меж призраков
бездушных».
В 1922 - 24 годах, думая о России, К.Бальмонт воспевает ее, вслед за
А.Блоком повторяя:
Сестра моя и мать! Жена моя! Россия! Поэт пишет стихи, где заговорил
не символами, а душой, чувствами. Находясь так далеко от родины, К.
Бальмонт создает книгу стихов «Мое -ей». Открывается этот сборник
стихотворением «Она».
Она одна, другой не надо,-Восклицает поэт. Что же так дорого
Бальмонту в его «жар-птице», как он называет Россию? Время не
властно над воспоминаниями и любовью к родным краям. Поэт помнит
Россию всю: от « прорези зарниц» до петухов,
...понявших знак, Чтоб перепеться перекатом... Стихотворение таит в
себе глубокий смысл. Одного слова, сказанного поэтом, достаточно,
чтобы представить картину окружающего мира. Одна строфа - и перед
тобой разбушевавшаяся стихия, вторая - поле с незабудками. А
дальше... Ты уже в совершенно другом мире: видишь бег коней и ясно
различаешь ямщика на облучке и даже слышишь его голос. Этот
снежно-морозный пейзаж сменяется мерцанием «восковой свечи», а
глухая ночь - рассветом.
В шести строфах этого поэтического шедевра К.Бальмонт, используя
антитезу, показывает многоликость России, ее непредсказуемость,
бесшабашность, таинственность и даже необузданность. С
глубокимпочтением и трепетом относится автор к милосердию русского
народа, к христианской религии, он находит свою прелесть
В немом лице, склоненном ниц, В простых словах «Христос с тобою». К.
Бальмонт восхищается всепрощающим русским народом и сам прощает
страну, отлучившую его от своих корней, и признается:
И все пройдя пути морские, И все земные царства дней, Я слова не
найду нежней, Чем имя звучное: Россия. Она- это, оказывается Россия,
олицетворяющая живое создание, самое дорогое для поэта. Одинокая
душа эмигранта осознает:
Лишь ей... дух мой жив. Четырехстопный ямб с мужской рифмой в первом
и четвертом стихе каждой строфы придает стихотворению четкий ритм,
подчеркивает и точно называет то, что помнит поэт из прошлой жизни.
Четырехстопный ямб с пиррихиями во втором и третьем стихе с женской
рифмой заставляет произведение звучать по-иному: оно становится
напевным, лиричным. Это размышления поэта, его недосказанные слова,
его любование своей Россией, его трепетное отношение к ней.
Стихотворение «Она» удивляет своей синтаксической конструкцией:
здесь всего два предложения. Невероятно! В предложении из шести
строф всего два глагола, но какое чувствуется движение, сколько
действий! Один эпизод сменяет другой, одна картина- другую. Можно
сказать, что произведение сюжетно. Перед читателями предстает вся
история России не только
В чуть слышном шелесте страниц, а глаголы вовсе не означают
действия, они выражают отношение поэта к Ней: «другой не надо»,
потому что «Не найду нежней».
Анафора, звучащая в первой строфе и в начале последующих, позволяет
увидеть не только величие России, но и дает читателю возможность
заглянуть дальше - рассмотреть то, о чем недосказал поэт, в этом
малом увидеть большее.
Звукопись первой строфы - чередование [ц, ш ]- сразу же очаровывает
своей таинственностью, а во второй строфе совсем другая аллитерация
: [з,с,ж] В этих звуках слышится и скрип саней, и хрустящее
потрескивание снега и воздуха, и чудно-морозная свежесть. И далее
все звуки переплетаются, создавая удивительный портрет родины,
плавно переходя в долгое с, похожее то ли на есенинскую «синь», то
ли на символистское бальмонтовское «сияние». А прочитав другие
творения поэта, убеждаешься:
Есть слово - и оно одно. Россия. Этот звук - свирель. От
Бальмонта-символиста в стихотворении остается совсем мало, разве что
необыкновенная цветопись. Эпитеты в лирическом произведении
раскрывают новую палитру красок: здесь и лазурные незабудки, и свеже-
белый первопуток, и зеленоватый рассвет. Даже Россия имеет свой цвет
(эпитет, выраженный существительным)- жар-птица. Это сияние - есть
цвет России, а сразу и не разберешь какой; это известно только
самому поэту.
Стихотворение ритмически организованно. Кольцевая рифма ( абба)
кроме ритмического имеет интонационное значение. В рифмовке слов
«зарниц -ниц», «свечи - лучи», «мрак - знак» можно увидеть и скрытые
размышления поэта о своей судьбе, и понимание того, что Россия
осталась только кротким лучом, которому страдающий поэт может
поклоняться, Россия осталась той жар-птицей, которой он может
служить только своим творчеством - это знак свыше. Создатель
поэтического шедевра осознает ясно одно: самое главное богатство-
родина. Вот почему в рифмовке пятого катрена он использует
лаконичные слова «клада - не надо»
Действительно, язык произведения К.Бальмонта необычен. Марина
Цветаева, известная русская поэтесса, непревзойденный мастер слова,
утверждала: «... изучив шестнадцать... языков, говорил и писал он на
особом, семнадцатом языке, на бальмонтовском». В стихотворении
совсем мало метафор (глазок незабудки, Россия - жар-птица, веер
папоротника), но это не снижает его образную систему. Самое
удивительное- здесь есть метафора, ранее звучавшая в стихах
символистов, но у Бальмонта она получила другой оттенок:
В простых словах «Христос с тобою», Струящих кроткие лучи. И это не
случайно. Глубока христианская вера поэта. Его обращение к Богу
встречается и в других стихах.
Люблю тебя, вышний, построй мне дорогу, Чтоб быть мне хоть мертвым в
желаемом там. Мечты поэта остаются неизменными: он хочет в Россию.
Постепенно Бог и Россия для томящейся истерзанной души сливаются
воедино не только в стихотворении «Она», а молитва страдальца
обращена только к Ней:
Мой дух с тобой, - от давних пор он До грани дней с тобой! Аминь!
«Она» - не единственное стихотворение с таким необыкновенным
названием в творчестве К. Бальмонта. России посвятил поэт и другие
свои творения: «Одной», «Мое - ей», «Моя любовь», «Но я люблю
тебя!».
Он не мог жить без Нее, хотя мог только думать о Ней и посвящать Ей
свои стихи. Поистине велика любовь великого поэта к родине, к
России, сумевшего
Уйти туда - хоть на мгновенье, Хотя мечтой.
Трофимова Нина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МОУ-СОШ №35 г. Белгорода
ВВЕРХ
|